Если в лес густой пойду,
Неужели не найду
Я березу крепкую для лука ?
Из хакасских тахпахов (перев.А.Преловского)
Тюркские народы приучали детей к стрельбе из лука уже с трехлетнего возраста. Тюркам, кочующим верхом по широким степным просторам, сподручнее всего были дальнобойные луки и стрелы как для охоты, так и во время сражений с врагами. Дальность полета стрел достигала 900 метров, иногда и более километра. Для тетивы лука наши древние предки использовали воловьи или лосиные жилы, в крайнем случае - хорошую пеньку. Тетиву держали в специальных коробочках, предохраняя от излишнего растяжения, сушки и сырости. Стрелы изготавливались из веток шиповника, ивы или бамбука. Длина стрелы колебалась от 60 до 120 см, а лука - от 100 до 210 см. При стрельбе из короткого лука стрелок держал его перед собой и натягивал тетиву к груди, а у длинного лука, находящегося сбоку от лучника, тетива натягивалась за ухо стрелка.
Сибирские стрелки-мергены для изготовления лука использовали молодую березу, лиственницу, ясень, дуб или другие твердые породы деревьев. Древко лука пропитывалось рыбьим жиром и выдерживалось в темноте. После этого лук "не боится" ни сырости, ни жары, ни мороза.
Хакасы при изготовлении лука с внутренней стороны березового остова закладывали роговые пластины, а наружную часть обклеивали толстым слоем сухожилий.
Среди древних тюркских народов стрелы, насквозь пробивающие железную кольчугу (броню), изготавливались лишь волжскими булгарами. Об этом есть прямое упоминание в Лаврентьевской летописи 1184г.
Во время похода Всеволода Большое Гнездо на Волжскую Болгарию один из участников похода - Изяслав Глебович, внук Юрия Долгорукого, при штурме "Великого города" прорвался к городским воротам, но тут "удариша его стрелою сквозь броне под сердце" и принесли еле живого...
Конечно, не всякая стрела могла пробить броню.
В Болгарах уже с X в. были в употреблении не только панцири и кольчуги, но и специальные бронебойные наконечники стрел, что подтверждается археологическими раскопками. Символическое изображение стрел имеется и в рунических тюркских письменах, и в родовых тамгах тюркских племен и народов.
Стрелы с приклеенными перьями хищных птиц (орла, ястреба, сокола) летели дальше и точнее. Еще со времен Чингиз-хана было заведено, чтобы в колчанах воинов имелось от 18 до 20 стрел.
В татарском фольклоре сохранилась древняя загадка, посвященная стреле:
"Ул нэ коштыр: оч канат делэн очар, томшыгы белэн ташны пычар?"
(Что это за птица, которая летит с тремя крыльями и пробивает камень?)
Хороший лучник мог выпустить в минуту до 10-12 стрел.
Сложные, а значит и лучшие, виды лука составлялись из деревянной основы (пружинящего деревянного хлыста, расширяющегося к концам), усиленной сухожилиями с внешней стороны и роговыми пластинками с внутренней. Использование в определенном порядке нескольких сортов древесины увеличивало дальнобойность лука. Изготовление хорошего лука требовало не менее трех-четырех тысяч (!) ручных операций.
Тюркские народы по сей день проводят состязания по искусству стрельбы из лука. У тюрков-якутов, например, это древнейшее и интереснейшее соревнование стрелков-мергенов проходит так. Устанавливается мишень из бересты, в середине которой делается отверстие. По правилам состязаний, стрелки находятся на расстоянии 50-60 шагов от мишени. Каждый участник имеет пять стрел. Побеждает тот, кто пропустит больше стрел в отверстие.
Традициям стрелков-мергенов достойно следовали и представители молодежи тюркских народов на курултае, проведенном в прошлом году в Башкортостане. Стрелы многих достигли цели. Значит, не утратили мы еще ни меткости рук, ни зоркости глаз, которым славились наши предки.
Айрат ГАЛИМЖАН
Източник